Веня Д'ркин, Вернулся с неба.
(история одной легенды)

Вернулся с неба, принес гостинцы.
Вот это людям, а это детям.
А это птицам. А это, видишь,
Себе обновку на небе справил.
Плету корзинки, конверты клею.
И умираю, и не умею…

Легенда дошла до меня запечатленной, как это говорится научным языком, на материальном носителе — то есть на кассете. Кассета миновала множество рук, прежде чем попасть в мои и даже путешествовала по трассе. Подкассетника с информацией о том, что же это такое не существовало в природе, а надпись на самой кассете гласила: «Дркин бэнд». Всей информации — песни…

Мы с тобой за шальной игрой
В четыре руки да в четыре ноги.
Под колючей бедой да под горячей
струей,
По причине тоски да под
предлогом строки.
Наш дуэт — беспричинная месть,
Параноический бред — ни
пропеть, ни прочесть.
Неуклюжий сюжет — тащим в
чистые простыни
Грязный ответ на красивый
вопрос.

Это был тот самый редкий случай, когда единица творчества — то есть песня — представляла из себя идеальное сочетание четырех составляющих: музыки, текста, владения инструментом (в данном случае — гитарой) и голоса. Согласитесь, такое встречается очень нечасто, особенно среди людей, которые пишут сами. Тексты представляли из себя совершенно невероятное сочетание хипповского слэнга со сложными метафорами; такой эффект встречается, когда по-настоящему мудрый человек говорит простыми повседневными словами о сложном и высокими — о простом. Совмещали они так же и все возможные настроения — до невообразимого стеба, песен про милицию и пожарного («Закурила девочка и уснула пьяная…»), и про «чувак в клешах дорогу перешел — а это значит, что еще все будет хорошо…» И тут же — стилизованные романсы, «цирк мсье Марсо», песни от которых сердце взлетает и песни от которых сердце падает…

Папироску, забитую ветром,
Покурю, улечу восвояси.
Все, что не было — исковеркаю.
Все, что может быть —
приукрасил.
Я спрошу — не спеши с ответом.
Походи, погуляй по крыше.
Если вспомнишь — расскажешь
ветру,
Я тебя далеко услышу.

Веня Дркин (Александр Литвинов) был и остается до сих пор широко известным в узких кругах. И хотя его кассеты даже продавались на одном из фестивалей в «Белом Коте», мало кто смог мне адекватно объяснить что же это за человек. Существовала даже версия, что он жив и здравствует и поныне, и вот совсем недавно вон тот парень с ним пил водку, а этот — сидел с ним в чате…

Веня Дркин родился 11 июня 1970 года в городе Свердловске Луганской области, с 7 лет писал стихи, с 12 — рисовал и писал маслом картины. В 14 лет научился играть на гитаре. Пытался связать свою взрослую жизнь с несколькими техническими вузами и даже с военной академией, но жизнь с ними как-то не связалась. Был трижды лауреат фестиваля поэзии и поэтической песни «Оскольская лира» — в 1994, 1995 и 1996 годах.

Именно в 1994 году на Оскольском фестивале году Саша Литвинов, он же — Дрантя (прозванный так давным-давно «по поводу драных штанов») испугался «грозной тети», выспрашивающей его фамилию для каких-то документов и сказал «некий такой пароль из старой местной шутки»: «Как зовут? Веня Дркин. Откуда? Из Максютовки». Грозная тетя шутки не знала или не поняла, и поэтому Дрантя стал лауреатом фестиваля именно как Веня Дркин из Максютовки. Таковым и остался на всю жизнь.

Он нищий, он беден как сотня
собак.
Зато он один из немногих,
Которых земля на каждый шаг
Целовала в босые ноги…

В 1996 году Венина жизнь состояла из работы в московском театре «Перекресток», клубных и квартирных концертов, гастролей, пиратской записи альбома «Крышкин дом». В 1997 году — был записан альбома «Все будет хорошо», а в 1998 — альбома «Live in Voronezh».

Он рисовал и писал необыкновенно трогательные и мудрые сказки, предпочитая этот жанр всей прочей литературе. Причем сказки любил именно детские, про ежиков, зайчиков и медвежат, находя в них самую простую и самую настоящую мудрость — из тех, что лежит на поверхности и именно потому остается незамеченной.

В его текстах находили реминисценции с Гребенщиковым и Янкой. На их основе создавались даже научные филологические труды. Существовала легенда о том, что деловые люди от искусства предлагали Вене Дркину «раскрутить» его, уверяя, что он будет известнее Гребенщикова, но Веня от такого развития собственной судьбы отказался.

В 1997-1999 году Веня лечился в Луганском областном онкологическом диспансере. По ошибочному диагнозу было проведено 17 курсов терапии и химиотерапии. В июне- августе 1999 года — обследование в Московском гематологическом научном центре РАМН.

Его болезнь называлась лимфосаркома, но это по научному. А по народному — злокачественная опухоль лимфатических узлов. Газеты изобиловали призывами сдать деньги на лечение, был выпущен благотворительный тираж альбома «Крышкин дом».

24 августа этого года исполняется три года со дня смерти Вени Дркина.

И на этом вот и вся недолга,
Иллюзорная модель бытия.
Оборвались небеса с потолка,
И свернулась в карусель колея…

Каждый творящий творит легенду, и так оно получается, что часто сам он становится легендой. Наверно, это закономерно и в чем-то даже справедливо. Откуда мы знаем — а может быть пауки тоскуют о том, что никому из них не суждено стать паутиной?

Дорога была долгая,
Затея обреченная все же, все же.
Версты за верстой пешком,
Небо, снег да солнышко. Мы так
не сможем.

«Дождь», №7 (20), сентябрь, 2002 г.
2002 г. © Наталья Сергеева











drdom.ru

Hosted by uCoz